Статистический комитет: деяния и деятели

Сказания о Новочеркасске: вехи, ознаменованные десятилетиями

Двенадцатый выпуск совместного творческого проекта городского отделения Союза журналистов России, Музея истории донского казачества и Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина посвящен Статистическому Комитету Дона. В 1835 году «Положением об управлении Войском Донским» Область Войска Донского была приравнена к административно-территориальным единицам — губерниям Российской империи и стала жить по общероссийским правилам.
Создание губернских и областных статкомитетов явилось одним из этапов государственных преобразований, начатых при Александре I и продолженных в течение XIX — начале XX века. Им, как и другим правительственным структурам, предстояло сыграть значительную роль в модернизации общегосударственного механизма. Изучение провинций России позволило бы оценить истинный потенциал страны, преодолеть кризисные явления в экономике и управлять новыми отраслями промышленности. Вторая четверть XIX века посвящена преобразованию местных администраций. Детальный контроль за естественным и механическим движением населения и природными ресурсами был возложен в 1834 году на губернские и областные статистические комитеты.
На Дону Новочеркасский Статистический комитет был образован в 1839 году. В 1865 году новым «Положением о губернских и областных статистических комитетах» он поменял статус и стал называться Областным Войска Донского Статистическим Комитетом. Его функции были направлены не только на сбор статистических данных, но и на издание трудов по исследованию области в топографическом, историческом, торговом, промышленном, сельскохозяйственном отношении.
О деятельности Комитета и его деятелях рассказывает сотрудник Центра краеведческой и муниципальной информации Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина Н.И. Бунина.
Корр.: — Нелли Ивановна, каким образом статистика получает развитие на Дону?
Бунина Н.И.: — Созданный комитет взял на себя обязанность сбора и распространения статистических, исторических и этнографических знаний в Войске Донском. Его председателем стал наказной атаман генерал-лейтенант Максим Григорьевич Власов.
Но если хорошая идея не имеет базовых оснований для реализации, процесс внедрения затягивается надолго. И судьба комитета не была простой. Он не располагал средствами к существованию, в основном жил на пожертвования. Из-за отсутствия постоянного помещения заседания проходили весной и летом в дворянском собрании, а в осенне-зимний период — в старом здании гимназии.
Кадровая проблема усугублялась малым количеством образованных людей, не обремененных служебными обязанностями, которые могли бы принести пользу проведением статистических и историко-краеведческих исследований. Поэтому ограничились лишь их приглашением с очень обтекаемым текстом: кто желает работать в статкомитете. Отозвалось всего четверо, остальные ответа не давали в течение 3-х месяцев, и это позволило организаторам принять их длительное молчание как согласие.

Корр.: — Что представлял из себя статкомитет того времени?
Бунина Н.И.: — В начале 1840 года комитет занялся планированием. Предполагалось пополнить уже собранные материалы по истории и этнографии Дона, ввести статистику в разряд общедоступных знаний. Для продуктивности работы обязанности распределили. Войсковой старшина правитель дел А.А. Попов занялся написанием программы. В.М. Пудавову поручалось составить исторический взгляд на управление Войском Донским и введение в донскую статистику. А.К. Кушнарев, Н.П. Мясников и А.А. Леонов отвечали за разделы промышленности, торговли, просвещения и народной нравственности. За И.С. Култышкиным оставили военное управление, военный состав войска, учет регалий. Описание епархиального управления, состояние церквей и духовной части отвели С.Н. Салтыкову и А.К. Кушнареву. Сбор материалов об управлении в Войске поручили В.И. Цыплакову, который вместе с В.П. Посновым должен был еще и собрать материал о донских калмыках. М.Л. Михайлова попросили заняться доходами и расходами, финансовым состоянием войска. Г.Г. Можарову советовали показать гражданское управление, В.А. Юганову — повинности в войске Донском, В.В. Персиянову — почтовое управление.
Несмотря на привлечение к работе лучших сил, на присутствие на заседании самого атамана Власова, программа не была выполнена.

Корр.: — Выходит, что комитет не справлялся с поставленными задачами?
Бунина Н.И.: — Справедливости ради надо сказать, что были получены тематические материалы из ряда территорий: статистический обзор Миусского округа, записки Новочеркасской епархии, описание войсковых регалий. Но статистика Донского края не была составлена. Ситуация в регионе мало чем отличалась от положений в других областях страны. Первые 20 лет существования сколько-нибудь активной деятельности комитетов не наблюдалось. Причинами были непродуманность реформы на местном уровне, отсутствие госфинансирования, неподготовленность общества.
Работа шла на общественных началах. Чиновники вынуждены были соединять свои статистические обязанности с множеством основных профессиональных занятий. И к тому же они не имели представления о методике сбора необходимых сведений. Документы для отчетов, пришедшие из станичных правлений, полицейских управлений, приходского духовенства и так далее, бывало и терялись.

Корр.: — Словом, ни о какой издательской деятельности еще и не помышляли?
Бунина Н.И.: — Когда в 1860 году управление комитетом перешло к Соломону Степановичу Робушу, деятельность была заметно активизирована. Уже не только поступали десятки статей и дел исторического и статистического содержания, но и была предпринята попытка составить «Памятную книжку на 1863 год». Правда, реализована она была через три года.
К этому времени статкомитет стал областным, на его содержание и нужды выделялись средства, определенные по губернскому образцу. Наконец-то появилась возможность издавать собственные труды и сборники.

Корр.: — Что входило в понятие «собственные труды и сборники»?
Бунина Н.И.: — С 1866 года стали выпускать «Памятные книжки» — официальные справочные издания. Выходили они ежегодно до 1916 года. Ценность книжек состояла в том, что они давали информацию из первых рук о структуре управления Войска Донского в военном и гражданском направлениях, по округам, по управлениям, по организациям с перечнем должностей, рассказывали о составе и занятиях жителей области и конкретного населённого пункта. В них также был и раздел с информацией о природе, экономике, культуре, быте. Все эти данные позволяли видеть изменения, происходившие за год.
Когда первая книжка вышла в свет, стало понятно, что при всей ценности размещенного материала, такое тематическое издание полностью не следует основным направлениям и принципам изучения истории Дона. И уже на следующий год выходит первый выпуск «Трудов Области Войска Донского статистического комитета». В книге была определена структура, она имела два раздела: по статистике и истории. В первом помещались статьи научно-исследовательского характера, а второй был отдан под публикацию источников, связанных с историей края.
Редактор издания Андроник Минаевич Савельев полагал, что этот богатый материал даст новое выявление и изучение письменных и вещественных памятников старины. Увы, статкомитет столкнулся с объективными трудностями в формировании архива и не был поддержан войсковой администрацией, поэтому второй и последний такой сборник издается в 1874 году.
В числе первых трудов комитета был и «Сборник донских народных песен» Савельева, из-под пера этого автора также выходят «Статистическое обозрение Войска Донского за 1868 год» и «Трехсотлетие Войска Донского».
А вот с 1901 года начинают издаваться «Сборники Областного войска Донского статистического комитета», и они более доступные, чем «Памятные книжки». В авторский коллектив издания входили представители войсковой администрации, известные историки, краеведы, общественные деятели. «Сборники» формировались по той же схеме, что и «Труды». Включительно до 1916 года было издано 13 выпусков.
К слову, в конце 19 века комитет располагал обширной библиотекой порядка трех тысяч изданий. Среди них были памятные книжки других губерний, что давало возможность сравнения, книги по статистике, по истории, этнографии, археологии, географии, геологии, естествознанию.

Корр.: — Спектр деятельности статкомитета необычайно широк — от сбора сведений до научных исследований. В числе наиболее важных изданий историки выделяют «Статистическое описание Войска Донского» Номикосова, изданное в 1884 году. Что мы знаем об авторе?
Бунина Н.И.: — Его биография изложена в «Донцах ХIХ века», Номикосов — выходец из дворян станицы Гундоровской, родился в 1837 году. Частный пансион в Новочеркасске, Харьковская гимназия, в 1854 году — медицинский факультет Харьковского университета, куда поступил против воли отца, затем переход на естественное отделение физико-математического факультета, завершение учебы с серебряной медалью.
На Дон Семен Филиппович вернулся в 1859 году. Был принят в Донской Мариинский женский институт учителем физики, минералогии и зоологии. С 1860 по 1862 годы одновременно преподавал ещё в мужской гимназии и женском училище. Когда в гимназии ввели преподавание естественных наук «применительно к местности края», на эту должность пригласили именно Номикосова. Составитель истории заведения священник И.Артинский писал о нем, как об «умном, трудолюбивом преподавателе, умевшем передать эту любовь ученикам».
Самым известным воспитанником Номикосова стал выдающийся ученый, профессор геологии и географии, открывший месторождения полезных ископаемых, организовавший сейсмическую службу наблюдений, Иван Васильевич Мушкетов.
Но в 1862 году по болезни Номикосов вынужден оставить работу.

Корр.: — Как складывается его дальнейшая судьба?
Бунина Н.И.: — Семен Филиппович покидает Новочеркасск и живет в своем имении Козабеловке — ныне Луганщина или в слободе Дьяковой — за Таганрогом. Продолжает общественную деятельность, но уже на юридическом поприще, будучи в Миусском округе судебным следователем по крестьянским вопросам, а позже и мировым судьей.
К этому времени Номикосов — довольно известный ученый в своей области. В 1865 году стал действительным членом статкомитета, в котором пробыл двадцать с лишним лет, 11 из них — секретарем. В 1875 году Семен Филиппович возвращается в Новочеркасск. Его избирают в почетные мировые судьи по Черкасскому округу, и он выполняет эти обязанности двадцать один год.
Кроме того, начинает редактировать неофициальную часть «Донских областных ведомостей» и сотрудничает с газетой до 1882 года. Много публикуется и в других изданиях: «Донских войсковых ведомостях», «Ведомостях», «Войсковых ведомостях», «Донской Пчеле», «Донском вестнике», «Донской Речи», «Таганрогском вестнике», журнале «Сельскохозяйственный вестник», «Сельский хозяин», «Русский винодел».

Корр.: — Номикосов был человеком широких взглядов и обширных знаний в различных областях. И все же большую часть своей жизни он связал со статкомитетом и его деятельностью…
Бунина Н.И.: — Почему Семен Филиппович отдал предпочтение статистике, теперь можно только предполагать. Возможно, собирая данные в разных областях и изучая их, понял, что это основополагающие знания, цифры лучшего всяких примеров говорили о развитии края. Номикосов считал, что «цель статистики из нескольких сведений добыть живую истину. А для этого надо исследовать больше фактов за больший период и всегда держаться выведенных средних цифр. Чем больший период обнимает средняя цифра, тем ближе она к истине».

Корр.: — Семен Филиппович принимал участие в подготовке многих изданий комитета, но главное его детище — «Статистическое описание Войска Донского».
Бунина Н.И.: — В его основу Номикосов положил три главных статистических труда того времени. Первый — рукопись, составленная генерал-майором Богдановичем и прикомандированными к нему офицерами, в том числе Сухоруковым. Семен Филиппович указал, что в ней мало экономической жизни края, а больший акцент сделан на историю. Но экономики в современном понимании тогда на Дону ещё не было!
Вторая книга — «Земля области Войска Донского», составленная Николаем Ивановичем Красновым, штабс-капитаном Генштаба, в дальнейшем генералом. Номикосов отмечал этот материал более полным сводом сведений о крае. Но писал, что некоторые данные не всегда подвергались проверке из-за отсутствия первоисточников. А работе с источниками он всегда уделял большое внимание!
Третьим изданием стал «Статистический обзор за 1868 год» Андроника Минаевича Савельева. И хотя в нем были данные только за один год, все были тщательно выверены.

Их достоверность давала возможность ориентироваться в прошлое или будущее, исходя от этой даты. Номикосов использовал и данные Савельева о быте казаков, они легли в основу культурно-исторического раздела.

Корр.: — Что представляет из себя эта работа?
Бунина Н.И.: — Книга разделена на 19 глав, и каждую невозможно охарактеризовать. Глобальность труда можно оценить, познакомившись с ним. Вот лишь некоторая информация.
В разделе картографии Номикосов указывает на первую карту Области Войска Донского. Она была издана Военно-топографическим депо на 61 листе в масштабе трех верст. На карте помещена землемерная съёмка 1822 года.
Рассматривая производительные силы общества, автор характеризует их с разных сторон. Конозаводчики могут быть не только бесполезными, но и вредными для Области Войска Донского. Если бы земля, которой они владеют, заняли под сельхопроизводство, то с нее могли бы извлекать пользы в 10 раз больше. Но с государственной точки зрения конозаводчики дают кавалерии страны наиболее рентабельные породы лошадей.
Интересна оценка деятельности ученых. «Ученый как проповедник полезных знаний — есть великая производительная сила. К сожалению, талантливые люди переносят свою деятельность за пределы Области в более крупные умственные центры».
А вот данные из таблицы переписи 1872 года: «В Новочеркасске на каждое жилое здание приходилось по пять человек на три комнаты». И по сравнению с «Памятными книжками» других губерний, это был весьма хороший показатель.
Отмечен и перевес мужского населения: на сто мужчин приходилась 91 женщина, в то время, как в Петербурге на 100 мужчин приходилось 77 женщин.
Уникальность труда Номикосова заключается в широте представленного материала. На 1876 год в столице зафиксировано: домов господских каменных — 341, деревянных — 520, казачьих каменных — 542, деревянных — 2770, крестьянских каменных 35, деревянных — 132. На это количество зданий следовало 32 полицейских будки.
При межевании станичных земель прежде всего учитывались войсковые надобности. Земли с ископаемыми, с лесами, с мельницами, с соляными озерами, почтовые дороги с выпасом и сенокосом — все это была неприкосновенная собственность Войска.
Можно привести немало интересных примеров, ограничусь ещё одним. Вот что пишет Номикосов о климате на Дону: «Несомненные свойства климата Донской области — есть крайнее непостоянство погоды и невозможность определить пределы времени года в этом отношении. Зимы иной год вообще не бывает, с октября по март длится непогожее, осень то с дождями, то со снегом. То в мае морозы до 6 градусов, то на Рождество Христово дамы ходят в церковь в летних платьях».

Корр.: — Как можно оценить труд Номикосова сегодня, учитывая особенности времени его создания?
Бунина Н.И.: — Семен Филиппович первым проанализировал имеющиеся работы по статистике. Всегда следовал правилам научного сбора данных. Его труд уникален с точки зрения любого времени. Он превратился в важный исторический источник с разнообразными объективными сведениями по истории, географии, статистике, экономике и политике Донского края вплоть до 80-х годов 19 века.

Беседовала Женета Гридасова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *