О делах духовных и мирских

Право на выбор

 

Народная мудрость гласит: «Свято место пусто не бывает!». Похоже, что это – действительно так: ведь, как известно, природа не терпит пустоты!

* * *

В один из последних дней августа возле входа в управление архитектуры и градостроительства администрации нашего города наблюдалось значительное скопление лиц духовного звания: протоиереев, иереев, дьяконов… Возглавлял же эту группу благочинный приходов Новочеркасска. Городские священнослужители прибыли туда для участия в слушаниях по поводу возможности сооружения на площади, носящей имя Васила Левски, памятного знака. По их мнению, таковой должен напоминать о былом нахождении там Николаевской церкви, названной так во имя святого Николая Мирликийского, более известного в народе как Николай-угодник либо Николай-чудотворец.
Выяснилось, что предлагаемый к размещению на площади Левски памятный знак мог быть различного вида: от каменной глыбы с закреплённой на ней табличкой с пояснительным текстом до культового сооружения, внешним видом напоминающего некогда находившуюся здесь церковь. Священнослужители же отдали предпочтение часовне во имя названного святого. Прибывшие на слушания многочисленные священники и их немногие прихожане увидели графические и цветные изображения сооружения, напоминающего подкупольный барабан некогда стоявшей на площади церкви с характерным для неё куполом. Вот только размеры этого сооружения запланированы были гораздо меньшими, нежели утраченный оригинал; но такие размеры были всё же достаточными для того, чтобы в нём, помимо священника, смог разместиться кто-то ещё.
В электронных СМИ, проинформировавших своих читателей о состоявшихся публичных слушаниях, сообщалось, что за предложение по размещению на площади Левски часовни участники слушаний проголосовали единогласно. Но это не так: в данном случае голосования не требовалось, так как альтернативных предложений не поступало. Да и лиц, заинтересованных в размещении на площади каких-то иных сооружений, тоже не имелось: таковыми могли бы стать жильцы расположенных по периметру площади жилых домов, но для этого нужно было оповестить их путём поквартирного обхода, а не путём размещения объявления в мало кем читаемой муниципальной газете.
Как бы то ни было, но к исходу публичных слушаний стало ясно: сооружение часовни на площади Левски должно будет начаться незамедлительно и вестись интенсивно. Ведь все условия для этого есть: противодействия со стороны городских властей либо общественности не имеется; а необходимые для строительства финансовые средства (по словам благочинного – протоиерея О. Добринского) предоставляют два состоятельных москвича из числа бывших новочеркасцев.

* * *

На этой бы мажорной ноте слушания и завершить… Но! Благочинный решил сделать краткий экскурс в историю и сообщил присутствовавшим ещё и о неких пьяных матросах, железнодорожный состав с которыми в период гражданской войны на Дону стоял на путях якобы именно в том месте, откуда берёт начало улица Пушкинская, звавшаяся тогда Почтовой. Что якобы флотские канониры, наслышанные о наличии на этой улице церкви, взяли да и пальнули из орудия вдоль Почтовой. А выпущенный ими снаряд якобы угодил в купол Николаевского храма. И было это сообщение сродни побасенке о том, как некто «не выиграл, а проиграл; не в шахматы, а в карты; и не 5 рублей, а 5 тысяч». Ибо нечто подобное в Новочеркасске случалось. Но не с церковным куполом, а с соборным.
Но ведь это было военное время! Вот канониры противоборствовавших сторон и стремились если не уничтожить, так согнать с возвышенных мест и высоких строений вражеских корректировщиков артиллерийского огня. Автору этих строк известно, например, об обстреле советской артиллерией высокой церковной колокольни станицы Манычской, на которой в период освобождения Дона от немецких оккупантов могли находиться вражеские корректировщики. В итоге же от угодившего в храм и взорвавшегося внутри него снаряда погибли несколько станичников, укрывавшихся там от артобстрела.
Дальше – больше: благочинный принялся давать оценку действиям жителей улицы Каляева, которые двумя неделями ранее в этом же помещении в весьма эмоциональной форме выразили свой протест против намерения переименовать их улицу. Дело в том, что один из московских отставных генералов, перейдя от службы к общественной деятельности, зарегистрировал организацию «Двуглавый орёл» и стал рассылать по городам и весям нашей страны письма с требованиями изменить названия улиц, носящих имя Ивана Каляева. Мол, такой он и сякой: подорвал дядю императора Николая II – великого князя Сергея Александровича, метнув в его экипаж самодельную бомбу. Одно из писем такого содержания и пришло в администрацию Новочеркасска из Ростова, из филиала «Двуглавого орла». Но жители имеющейся в нашем городе улицы Каляева довольно дружно и весьма эмоционально выразили свой протест против реализации прихоти отставного генерала. Ведь в противном случае им пришлось бы переоформлять очень многие документы: от прописки в паспорте до свидетельств на право владения движимым и недвижимым имуществом.Один из присутствовавших на слушаниях по часовне священников поинтересовался: кто именно имеет преимущественное право на выбор и использование того либо иного названия? На что руководительница управления архитектуры и градостроительства О.В. Грицай пояснила, что таким правом обладают жители того места, где будет использован этот топоним. И тут благочинный высказал своё недоумение по поводу сделанного жителями улицы Каляева выбора. По его словам выходило, что те отдали предпочтение якобы не герою Шипки — некоему генералу Антонову, а террористу. В данном случае по поводу того, террорист ли Каляев или же народный мститель, покаравший сторонника вооружённого противостояния питерским демонстрантам в день Кровавого воскресенья, можно спорить долго, но безрезультатно. Ибо в разные исторические периоды такие вопросы даже одними и теми же лицами рассматриваются не только под совершенно разными углами, но и с диаметрально противоположных точек зрения.
Однозначно другое: факт участия в обороне Шипкинского перевала некоего генерала Антонова документального подтверждения не находит. Зато имеется версия, что улица звалась Антоновской из-за обилия некогда росших здесь яблонь-антоновок. Так что же: из-за каких-то «яблок раздора» всех каляевцев (так именуют себя коренные жители улицы) для их перепрописки и переоформления документов на их имущество необходимо было пустить по долгому кругу хождения по инстанциям? Один пожилой каляевец, придя на слушания для отстаивания нынешнего названия улицы, жаловался присутствовавшим, что он лишь недавно завершил переоформление своей недвижимости на внуков. И опасался, что повторить всё это ещё раз уже вряд ли будет способен. Поэтому он и был несказанно рад тому, что его соседи дружно явились на слушания и отстояли нынешнее название их улицы, которое существует раза в три дольше, чем её первоначальное название, данное ей в 1896 году.

* * *

А в заключение публичных слушаний по обустройству площади Левски было упомянуто также о судьбе часовни, возведение которой намечалось на Троицкой площади. В связи с этим мэр нашего города даже сообщал о предстоящем переносе памятника борцам за власть Советов на Дону в район площади Павлова. Пояснение по этому поводу дала Е.В. Архипова, возглавляющая управление культуры и искусства горадминистрации. Тут-то и выяснилось, что прежние планы городского руководства и новочеркасского благочиния оказались неосуществимыми. Ибо монумент со скульптурными фигурами Ф.Г. Подтёлкова и М.В. Кривошлыкова, имеющий статус памятника культуры регионального значения, изготовлен отнюдь не из прочного природного материала, а из материала ненатурального, большой прочностью не обладающего. Поэтому демонтажу и переносу монумент не подлежит, так как при расчленении его на составные части он может быть не только сильно повреждён, но и безвозвратно утрачен.
В связи с этим обстоятельством благочинным было сообщено всем присутствовавшим на слушаниях лицам о его намерении разместить на Троицкой площади уже не часовню, а памятный знак из природного камня с закреплённой на нём пояснительной табличкой.

Павел Чернов.

На снимках: фасад часовни; идут слушания по часовне; Благочинный О. Добринский и начальник управления архитектуры и градостроительства О.В. Грицай; жители улицы Каляева в ожидании решения комиссии по топонимике.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *