Крылья Новочеркасска: 1917 — 1970

Страницы истории

(документальная повесть)

(Продолжение. Начало в «ЧЛ» № 4 от 01.02.2018г.)

В один из июльских дней 1930 года над Хотунским аэродромом появилось звено советских самолетов неизвестной конструкции. Летчики сделали два круга и произвели посадку одновременно звеном. Оказалось, что это были новые самолеты Р-5 конструкции Н.Н. Поликарпова, которые под командованием летчика Лиховицкого участвовали в перелете по маршруту Москва-Анкара-Тегеран-Кабул-Москва. Пролетев свыше 1000 км на трех самолетах, советские пилоты заняли на международном конкурсе в Тегеране первое место. Возвращаясь через Северный Кавказ в Москву, летчики произвели посадку в Новочеркасске для дозаправки бензобаков топливом.
С большим интересом летчики 13-ой ЛБАБ слушали рассказ т. Лиховицкого о том, как проходил международный конкурс и что представляет из себя самолет Р-5. Поглаживая фюзеляж машины Лиховицкого рукой, летчик Н.Н. Фаюткин сказал: “Хотелось бы полетать на таком самолете”. А вскоре вся бригада была переучена на самолеты Р-5. Самолет был прост в управлении, устойчив в полете и имел большое преимущество в скорости и грузоподъемности перед самолетом Р-1. Позже в составе 13-ой ЛБАБ стало 4 авиаэскадрильи и 4 отдельных авиаотряда. В бригаде насчитывалось 163 самолета Р-1 и Р-5.
13-я ЛБАБ являлась первым авиационным соединением в СКВО. Осенью 1937 года, когда над миром сгустились тучи войны, после переучивания на самолеты типа СБ — скоростной бомбардировщик (ЦКБ-30), бригада была упразднена, из нее были сформированы три авиаполка, которые летными эшелонами перебазировались на Дальний Восток, где летом 1938 года принимали участие в разгроме японских самураев у озера Хасан.
На аэродроме Хотунка стояли 3 ангара, в которых размещались самолеты. Штаб 13-ой ЛБАЭ занимал дом на улице Мариинской (ныне Дубовского) №45, а рядом, в доме №47, размещались штабы 15-го ОККАО, 32-й и 44-й ЛБАЭ. Летчики занимались учебно-боевыми полетами, куда входили бомбометание по наземным мишеням, воздушная стрельба по специальным “конусам”. Много внимания уделялось групповой слетанности и ночным полетам. Все шло хорошо, но в июле 1930 года случилась трагедия.
В ангаре 32-ой ЛБАЭ ночью возник пожар. Сгорело 30 самолетов. Успели, открыв двери ангара, выкатить один самолет, большего сделать не удалось: все было охвачено пламенем, на самолетах взрывались топливные баки, горели деревянные конструкции самолетов, обтянутые перкалью (самолетная ткань). Вскоре рухнула крыша. Прибывшая из города пожарная команда отстаивала от огня соседние ангары.
Началось следствие. В те годы на Дону шла ожесточенная классовая борьба, и всякое могло быть. «Подсудимыми» оказались шесть человек во главе с командиром 13-ой ЛБАБ Ф.А. Клышейко.

СПРАВКА: Клышейко Франц Антонович (14.09.1893 — 14.02.1938)- поляк. Родился в семье рабочего-столяра. Учился, но не окончил ремесленное училище. До призыва в армию работал токарем по металлу. В 1913 году призван в армию. Служил в 6-м саперном батальоне. Окончил учебную команду и подрывной класс (в 1915 году). Участник Первой мировой войны. Воевал в составе инженерных подразделений 5-ой пехотной дивизии. В 1915 году ранен. Последний чин в старой армии — унтер-офицер. После Февральской революции 1917 года участвовал в формировании и обучении отрядов Красной гвардии в Минске, Могилеве, Смоленске. В Красной армии с 1918 года. Участник Гражданской войны, в ходе которой занимал должности военкома Смоленских командных курсов и военкома Московских артиллерийских курсов. В 1920 году окончил ускоренный курс Военно-педагогического института. После Гражданской войны на ответственных должностях в ВВС РККА и Гражданском воздушном флоте. В 1923 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии РККА, а в 1924 году — Высшую военную школу летчиков-наблюдателей. В 1924-1928 годах — начальник и военком Военно-теоретической школы ВВС РККА. С июня 1928 года — командир и военком 13-ой, а с августа 1930 года — 18-ой ЛБАБ. Затем (до октября 1933 года) командовал 209-ой ЛБАБ. С октября 1933 года — начальник ВВС Приморской группы войск ОКВДА. В 1934 году зачислен слушателем оперативного факультета Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского, по окончании которого был назначен помощником командующего войсками Приволжского ВО по авиации. В декабре 1936 года зачислен в резерв РККА и откомандирован в ГВФ на должность начальника Ленинградского института инженеров ГВФ. Награжден орденом “Знак Почета”. Арестован 10 июня 1937 года. Военной коллегией Верховного суда 30 декабря 1937 года по обвинению в принадлежности к антисоветской организации приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 14 февраля 1938 года. Определением военного трибунала Дальневосточного ВО от 14 мая 1962 года реабилитирован.

Всех авиатехников 32-ой ЛБАЭ заставили представить автобиографии. Военный прокурор СКВО по фамилии Чаксте озвучил причину пожара — возгорание масляных тряпок (ветоши), оставленных кем-то из авиатехников. Подозреваемые в поджоге 6 человек, конечно, не поджигали ангар, но допустили халатность: забыли о непреложном законе — “Доверять, но проверять”.
К концу 1933 года на аэродроме базировалось четыре эскадрильи, четыре отдельных авиационных отряда. Подразделения 13-ой авиабригады, помимо окружных военных учений, дважды принимали участие во всеармейских: в 1930 году на территории Московского ВО, а в 1934 году — Приволжского ВО. За бомбометание узких целей (макетов) с больших высот новочеркасцы оба раза получили отличные оценки. Не случайно на базе 23-ей авиаэскадрильи (АЭ) в 1932 году были организованы, впервые в стране, курсы подготовки штурманов легкобомбардировочной авиации (далее о них расскажем подробнее). Три выпуска позволили обеспечить опытными штурманами авиачасти всех военных округов. В 1934 году 23-я АЭ, обслуживавшая курсы штурманов, в порядке поощрения была приглашена на первомайский воздушный парад в Москву. Более чем десяти летчикам 13-ой авиабригады посчастливилось перейти на испытательную работу в Москву. В их числе были П.А. Джибелли, К.К. Коккинаки (впоследствии заслуженный летчик-испытатель СССР), П.Ф. Муштаев, А.Н. Винокуров, М.Н. Каминский (будущий полярный летчик) и другие. П.М. Гроховский несколько лет работал в научно-испытательном институте ВВС. Но более всего он был увлечен работой изобретателя и конструктора. Когда комдив Гроховский возглавил Особое конструкторское бюро, то под его руководством быстро продвинулось техническое оснащение нового, в то время, рода войск — парашютно-десантной службы.
Аэродром Хотунок часто называли интернациональным, так как там летали принявшие советское гражданство афганские летчики Юсуф и Таджик, француз Де ля Врон, итальянец Джибелли. Материальная часть 13-ой авиабригады — самолеты Р-5, УТИ, У-2. Политотделом бригады выпускалась многотиражная газета “На боевой курс”. Первый редактор — Д. Березин, а затем — В. Колыбельников. Выпускались совместные с городской газетой “Знамя коммуны” номера.
В 30-х годах в составе городского Совета депутатов трудящихся были и представители авиабригады, а младший командир пилот Ф.С. Федотов стал делегатом XVII съезда ВКП(б). Когда партия выдвинула боевой лозунг “Комсомолец на самолет!”, многие летчики бригады были направлены для работы во вновь создаваемые аэроклубы на Северном Кавказе.

Владимир Гапонов.

(Продолжение следует).

На фото: самолет Р-5 конструкции Н.Н. Поликарпова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *