Перенесение казачьей столицы

Выпуск от 4 декабря 2012

Вниманию наших читателей представляется очередная, уже пятая, глава о закладке и строительстве нашего города.

Подготовка к переезду

После завершения торжеств по случаю закладки уже пятой по счёту столицы казачьего Дона, названной Новым Черкасском, в течение целого года продолжалась рутинная – ежедневная и ежечасная - нелёгкая работа по обустройству центральной части новооснованного города. Ведь под новый город была отведена огромная (по сравнению с Черкасском) площадь: 3 553 десятины. И вот на этой обширной стройплощадке в некогда глухом степном краю закипела работа по обустройству первых улиц и возведению на них первых строений. Ведь к задуманному атаманом Платовым торжественному перенесению войскового правления из Черкасска старого в Новый Черкасск в нём должны были уже находиться как здание войскового правления, так и здание войсковой канцелярии.

Сооружением этих первых административных зданий новой казачьей столицы и были заняты наиболее квалифицированные строительные рабочие и другие мастеровые. При этом приказами по войску Донскому многие донские станицы облагались трудовой повинностью с целью быстрейшего возведения зданий и сооружений в новом Черкасске. Одни из станиц поставляли телеги и рабочих лошадей. Другие поставляли строительные материалы: камень и щебень, известь и мел.

Известно, например, что в так называемых Аксайских горах комиссаром Кутейниковым были заготовлены почти 20 тысяч брусков пиленого известняка-ракушечника. А рабочей командой под руководством капитана Маншлыкина в Большом Логу были заготовлены ещё 10 тысяч таких брусков. Около 7 тысяч каменных брусков лежало в Анненской крепости, а около 35 тысяч брусков жёлтого камня было предназначено для укрепления стен Черкасска. Если не всё это, то очень и очень многое было перевезено в Новый Черкасск, где и нашло своё применение по своему прямому назначению. Для перевозки стройматериалов использовали и водные пути, по которым их доставляли в Новый Черкасск.
Для транспортировки этих грузов в станице Качалинской по приказу войскового атамана строили лодки и шлюпки. А для сохранения строительных материалов под Новым Черкасском начали строить так называемый войсковой кирпичный сарай, для кровли которого в станицах Кривянской и Маноцкой (Манычской) стали заготовливать камыш «до ста человек из двух полков старшин (имеются в виду войсковые старшины – командиры полков) Русина и Турчанинова».

По решению войсковых властей в Новый Черкасск должны были переезжать преимущественно жители Черкасска. Казакам же других станиц в новую столицу Дона переезд был категорически воспрещён. Послабления в этом отношении делались лишь для генералов и штаб-офицеров. Тем, кто переселялся, предоставлялись определённые льготы. Так, например, тем из казаков, которые обязывались в первый же после переселения год поставить дом с фасадом, предоставлялась двухгодичная отсрочка от службы. Тем, кто не мог поставить дом на свои собственные средства, выдавалась возвратная ссуда из общевойскового фонда, составлявшего 200 тысяч рублей. Находившиеся на службе казаки, семьи которых переселялись из Черкасска в Новый Черкасск, отпускались со службы для помощи семье в переезде и в возведении необходимых построек.

Переехать в Новый Черкасск пожелали также жители Татарской станицы Черкасска. Из неказаков в новый Черкасск изъявили желание переехать 34 семьи малороссиян. И хотя общее число охотников переезда из Черкасска в Новый Черкасск не достигло и полутора тысяч человек, начало переселению из старого города в новый было всё же положено.

Перевоз войсковых регалий

В следующем после основания города 1806 году был совершён переезд войсковой канцелярии со всеми имевшимися у Донского казачьего войска знамёнами и клейнодами (другими войсковыми регалиями - штандартами, бунчуками, насеками, дарованными императорами булавами и перначами) из Черкасска, ставшего зваться Старым, в Черкасск, зовущийся Новым. Совершён этот переезд был с большой торжественностью. Войсковой атаман Платов приказал атаманам всех близлежащих станиц - от Грушевской и Мелиховской до Кочетовской и всех Донецких (то есть располагавшихся по берегам Северского Донца) - ко дню 9 мая выслать как в старый Черкасск, так и в Новый Черкасск служилых казаков и выростков от 13 до 16 лет: конными, с вооружением и при станичных знаменах. Казаки эти поступали в распоряжение полковника Слюсарева.

Из остальных же станиц велено было прислать по 3 старика и по 3 смышлённых выростка. Обязанности выростков были следующими: на всё внимательно смотреть, всё запоминать и по возвращению из Нового Черкасска регулярно о виденном и слышанном рассказывать: сначала - своим сверстникам, а в процессе взросления – младшим поколениям казачат. И так – до глубокой старости: чтобы память об основании Нового Черкасска и о торжествах, посвящённых этому событию, жила среди донцов как можно дольше.

Торжество же было велико и пышно: казаков прибыло в Бирючий кут немало - несколько тысяч. Все они были разодеты ярко и пёстро. Старые казаки были одеты в кафтаны и в чекмени ещё екатерининских времён, а также в широченные шаровары, заправленные в сапоги с высокими голенищами. Более молодые казаки были одеты в нововведённые мундиры и в куртки, в шаровары навыпуск - со штрипками, пропущенными под каблуки укороченных сапог. Собранные вместе, казаки эти как бы символизировали не только перемены в воинском быте, но и коренную ломку самого уклада их повседневной жизни, связанную с переездом донского руководства из патриархального казачьего городка в обустраиваемый на Бирючекутском холме новый регулярный город.

Для тех же казаков, которые собрались в старом Черкасске (а здесь собрались не только черкасские казаки, но и казаки станиц Бессергеневской, Заплавской, Манычской, Багаевской, Александровской, Гниловской и Аксайской), раздался благовест Воскресенского собора Черкасска. Звук его колокола был печален. Казаки-черкасцы и их гости обнажили при этом головы и перекрестились. Грустно было им прощаться со своей бывшей столицей – городом Черкасском - и со связанными с этим городом славными делами.
После окончания божественной литургии и молебна, при громе 51 выстрела, атаман М.И. Платов, сопровождаемый регалиями, чиновниками, духовенством и казаками, направился к пристаням. Там уже стояли приготовленные для 20-вёрстного перехода на вёслах вместительные лодки. Торжественно, с пушечной пальбой, тронулись они по водам донского разлива строго на север. На передней лодке везли знамена, духовенство и казачьи регалии. Затем шла лодка с войсковым атаманом, генералами и офицерами. За ними плыли на лодках казаки Старочеркасских станиц (таковых было 10) и уже перечислявшихся близлежащих станиц. Потом шли лодки с директором гимназии и с её учениками, а также с учениками приходского училища.

По спокойному зеркалу весеннего разлива Дона медленно шли украшенные каюки и другие казачьи лодки. Когда лодки проходили мимо Аннинской крепости, с них стреляли из ружей, а из крепости отвечали орудийными залпами. Над широко разлившимся Доном разносились торжественные песнопения. Когда суда стали приближаться к Новочеркасску, со склона Бирючекутского холма загремели пушечные выстрелы полевой артиллерии. У специально построенной пристани начали причаливать лодки с регалиями, с атаманом и станичниками.
Войсковой атаман со всеми остальными участниками переезда прошел по обозначенному бороздами будущему Крещенскому спуску к месту расположения будущего собора. Там был отслужен молебен, после чего процессия прошла по будущему Платовскому проспекту, вдоль которого были выстроены войска. Поравнявшись с войсковой канцелярией, размещавшейся на месте нынешнего городского Дома культуры, процессия сложила там знамена и прочие регалии.

На следующий день в Новом Черкасске состоялся войсковой Круг. После него для казаков было выставлено угощение, устроены и проведены разные игры. Присутствовали тут и песенники. За заставленными различными мясными блюдами и уставленными вином столами казаки встречались со своими товарищами по совместной службе в том либо ином казачьем полку, вспоминали совместные бои и походы, поминали погибших товарищей.

А 10 мая, в 7 часов вечера, на особом поле за городом состоялись первые в Новочеркасске скачки. Участвовали в них 500 казаков. Скакали они 7 верст, изобиловавших многими препятствиями: плетнями, валами, канавами и оврагами. Пришедшие первым, вторым и третьим казаки получили призы в виде серебряной кружки (первый приз) и стаканов с надписями «Победителю скачки месяца мая 9 дня 1806 года». Остальным же участникам скачек, «чтобы знать о доброте их коней», было предложено хорошее угощение «с выпивкой и заедкой».
После скачек, окончившихся с заходом солнца, атаман и бывшие с ним генералы, штаб- и обер-офицеры возвратились в новый городок - к атаманской ставке, где угощения и песни продолжались далеко за полночь.

На новом месте

После переезда войсковой канцелярии на новое место руководство Донского казачьего войска находилось на территории Бирючекутского холма уже круглосуточно. Атаман же Платов имел возможность с наступлением сумерек убывать в расположенное недалеко от Нового Черкасска собственное имение, находившееся на месте нынешнего хутора Малый Мишкин. Переночевав в имении, Матвей Иванович поутру прибывал в пароконной коляске на вершину Бирючекутского холма и, прихватив своих ближайших помощников, делал обход своих новых владений.

Карта Новочеркасска

Донскому войсковому атаману хотелось поскорее увидеть не только едва намеченные контуры нового регулярного города, но и первые возведённые в нём строения. С первыми лучами взошедшего солнца оживал на Бирючекутском холме и обширный лагерь строителей нового города: туда-сюда сновали повозки со строительными материалами, группы строительных рабочих из вольнонаёмных и из служивых казаков рабочих полков перемещались то к одному, то к другому строительному объекту. То тут, то там слышались удары молотов и кувалд о железо и камень; стук производственных орудий, которыми загоняли в почву брёвна и сваи; крики погонщиков рабочих волов и лошадей.
Матвей Иванович Платов со своими ближайшими помощниками обходил огромную строительную площадку, отдавал распоряжения и приказывал проконтролировать их исполнение. Атаман был не только придирчив и строг, но и щедр на похвалы в отношении тех, кто выполнял данное ему задание точно и в срок. Таких казаков и рабочих он ставил в пример другим и прилюдно поощрял их хотя бы добрым словом, которое было приятно каждому поощряемому. Матвей Иванович призывал не только казаков рабочих полков, но и вольнонаёмных строительных рабочих всё делать добросовестно – так, как если бы они делали это для себя, а не для кого-то другого.

Строгие требования атаман предъявлял не только к строительству общественных и административных зданий, но и к строительству частных домов и подворий. Особенно к тем, которые возводились в будущей центральной части города. Такие жилые дома, как правило, возводились по индивидуальным (в том числе и довольно оригинальным) проектам. Некоторые из этих проектов заказывали архитекторам из старой и новой российских столиц – из Москвы и Санкт-Петербурга. Со временем появились и типовые проекты. Разрабатывались они специально для губернских и уездных городов, утверждались лично императором и включались в альбомы, откуда выбрать их для себя мог каждый желающий.

Но всё это пришло лишь со временем. А вначале застройки города трудности были очень велики. Ведь первые жители Нового Черкасска старались селиться поближе к рекам, снабжавших их не только водой, но и пропитанием: рыбой, раками, дичью. Изрытую балками и оврагами местность на склонах Бирючекутского холма приходилось выравнивать, срезая слой земли и засыпая ею складки местности. Делать это приходилось, конечно же, вручную. Нехватка строительных материалов заставляла доставлять их из отдалённых мест: так называемый дикий камень доставляли с побережий Северского Донца; лес сплавляли с верховий Дона, с берегов Хопра и Медведицы. Песок и щебень хоть и можно было брать поблизости, но возить их приходилось в гору на подводах, в которые впрягали не только лошадей, но и волов.

Неимоверные трудности первых жителей Нового Черкасска не привлекали основную массу населения старого Черкасска к переселению на необжитые места. Не сподвигли их на это ни пышная церемония закладки нового города, ни торжественное переселение первых жителей в новую столицу казачьего Дона. Большинство казаков под разными предлогами отказывались покидать обжитое их предками место. Ведь на старом месте жилось куда беззаботней и спокойней: рыбу можно было ловить буквально с крыльца, а не спускаясь с вершины сорокасажённого холма; скотину тоже можно было пасти, выгнав её в богатое разнотравьем придонское займище, а не на полуголом Бирючекутском холме. И хотя войсковое правление сулило черкасским казакам всевозможные блага, за первый год переселения из 11 тысяч черкасских казаков в Новый Черкасск переселились не более 1300.

Воскресенский собор в Новочеркасске

Тогда войсковое правление стало заверять казаков, что к Новому Черкасску скоро будет подведена большая вода из основного русла Дона. Для этого, по мнению некоторых, достаточно было лишь прочистить русло Аксая, по которому и устремится к городу донская вода. Но проводившиеся в этом направлении работы по прочистке русла Аксая не принесли желаемого результата. Работы проводились долго – с 1804 года по 1811 год. Но, к сожалению, безрезультатно. Затем были война 1812 года и заграничный поход казаков в составе русской армии. А после них на Аксае потребовалось производство работ иного рода - расчистка русла от пересыпей. И в 1817 году расчистка русла Аксая была прекращена.

Как в воду глядели те казаки и казачки, которые говорили: «Не бывать такому, чтобы Дон в сторону свернул: как бёг Дон-батюшка, где ему свыше велено, так и будет бечь!»

Павел Чернов

Комментарии

Незарегистрированный пользовтель
Алексей
Ответил 10 августа 2014 в 18:08: ip: *.233.28

Большое спасибо .
Незарегистрированный пользовтель
Алексей
Ответил 23 августа 2014 в 13:23: ip: *.233.28

Подскажите а где найти предыдущие части ?

Sarry
Ответил 24 августа 2014 в 13:03: [профиль] ip: *.200.17

В энциклопедии есть все части: http://novocherkassk.net/wiki/

(или войдите для оставления комментариев от Вашего логина на сайте)