ХОТУНОКМикрорайон Хотунок в наши дни стал связующим звеном между бывшими районами Новочеркасска советского периода – Первомайским и Промышленным. Известно, что название этого места существует, по крайней мере, не меньше, чем существует наш город. С течением времени оно изменялось, из-за чего звучало и писалось по-разному: Хутун (Хутунок), Хотун (Хотунок). Но всегда названия с суффиксом «-ок» были уменьшительными по отношению к исходным названиям этого места, от которых они были образованы.
Аналогичные названия не были редкостью на Дону, территорию которого в своё время вдоль и поперёк пересекали многие племена местных степняков и кочевых народов. Есть аналогичный топоним и в ближайшем к Новочеркасску населённом пункте – в станице Кривянской. Там Хутунком (Хотунком) зовётся находящийся южнее Покровского храма возвышенный выступ станичной территории, вдающийся клином в донское займище (то есть в донскую пойму, до постройки Цимлянского гидроузла ежегодно заливавшуюся полыми водами).
Такого рода названия нередко встречаются в тех местах, в которых в то либо в иное время пребывали калмыки. Известно также и то, что калмыцкий народ в своё время достиг нынешней территории европейской части России в составе орды татаро-монгол, от которой он со временем и отделился в период распада Золотой орды. Да и слово «хотон» обозначает не что иное, как именно татаро-монгольскую родовую группу, возглавлявшуюся местным старейшиной – багадуром.
Из глубины веков до нас дошли сведения о том, что во второй половине XVII столетия к донским казакам прибилась небольшая группа кочевников. И хотя эта группа будто бы состояла из ногайцев, её приняли за калмыцкий хотон, каковым и стали называть. Поселились кочевники вблизи главного в то время городка донцов – Черкасска. Там они и жили в отдельном поселении до самого основания Нового Черкасска.
Присылаемые на Дон из Москвы (а затем – и из Санкт-Петербурга) должностные лица (зачастую – из числа иностранцев на русской службе) особых различий между кочевыми народами в то далёкое время не делали. Поэтому они огульно именовали всех кочевников татарами. Вот и состоявший на русской службе военный инженер – генерал Ригельман, составляя примерно через век после появления ногайского хотона план Черкасска, начертал на нём: «Базовых татар поселение».
Когда же был основан Новый Черкасск, то жители этого пригорода Черкасска тоже переселились на новое место, отделённое от территории главного (а в то время ещё и единственного) города донских казаков рекой Тузлов. По старой памяти, месту поселения бывших кочевников дали название Хотунок, что было уменьшительной формой слова «хотон». Население этого поселения состояло не только из неквалифицированных чернорабочих, для которых в строившемся Новом Черкасске работы было предостаточно, но и из квалифицированных мастеров-ремесленников, работа для которых тоже находилась. Но ни те, ни другие казаками не считались и в казачьих полках не служили.
Со временем поселение росло, а население его увеличивалось. Но не столько за счёт увеличения количества членов семей проживавших здесь бывших кочевников, сколько за счёт селившихся здесь представителей других национальностей. На карте Новочеркасска 1906 года прекрасно видно, что составлявшие это поселение дворовые места располагались лишь вдоль проезжего тракта. А сзади к ним примыкали дворовые места, находившиеся на их задворках и воротами выходившие на улочки, параллельные проезжему тракту.
Общее же количество дворовых мест в Хотунке того времени не доходило и до сотни. Значительно увеличилось число проживавших в Хотунке лиц в период Первой мировой войны. Но не за счёт мирного населения, а за счёт размещённых здесь в казармах двух запасных полков.
Однако полки эти были не казачьими, как можно подумать, а пехотными, сформированными из неказачьего населения. В том числе и из представителей неказачьего населения Хотунка. Потому что Хотунок никогда не был казачьим хутором, входившим в казачью станицу Новочеркасскую как её структурное подразделение. А это означает, что казачьего населения, причисленного к так называемому войсковому сословию, которое в случае всеобщей мобилизации использовалось для формирования 7-го, 14-го и 21-го Донских казачьих полков, составлявших 7-е полковое звено, в Хотунке никогда не было.
А вот в советский период Хотунок некоторое время всё же имел статус хутора. Но не как структурное подразделение какой-то казачьей станицы, а как незначительный по размерам и количеству жителей населённый пункт. В наши же дни Хотунок именуют микрорайоном, границы которого, однако, строго не определены и официально не утверждены.